КАФЕДРА РИСУНКА

Летопись создания кафедры Рисунка началась задолго до открытия Ростовского архитектурного института. Своим рождением она обязана Ростовскому инженерно-строительному институту (РИСИ), где вначале в 1945 году была создана кафедра архитектуры и выпуск первой группы инженеров - архитекторов в 20 человек. В 1964 году в РИСИ была начата подготовка по специальности «Архитектура», а в 1969 году архитектурное отделение преобразовалось в факультет архитектуры. Там, в стенах единственного на Северном Кавказе высшего учебного заведения, около двух десятилетий велась подготовка архитекторов. Кафедрой, занимающейся художественными дисциплинами, была кафедра Рисунка и Начертательной Геометрии, затем, она была преобразована в кафедру Рисунка, где основными предметами были рисунок, живопись и скульптура.
История кафедры, едва ли не в большей степени, чем любая другая, – это биографии людей. Люди, которые стояли у ее истоков, – К. Пьянков, Д.М. Беда, И.С. Кабанов, А.С. Кулагин, Г.В. Сатаров, А.Ф.Петухов – были блестящей плеядой ростовских художников - педагогов. Они внесли неоценимый вклад в становление архитектурной школы Северного Кавказа. Заложенные основы архитектурно-художественного образования позволили в 1988 году открыть самостоятельное высшее учебное заведение – Ростовский архитектурный институт (РАИ). Г.В. Есаулов – проректор института по научной и учебной работе – возглавил кафедру Рисунка, которая преобразовалась в кафедру Изобразительного искусства (ИЗО) и пополнилась новыми педагогическими кадрами практикующих художников, а также выпускниками института.
Тщательная разработка учебных программ и методических пособий, накопленный опыт архитектурно-художественного образования, способствовали расширению специализаций. В 1994 году в институте открылись новые художественные специальности: декоративно-прикладное искусство, графический дизайн, дизайн одежды. Увеличился круг изучаемых дисциплин, и на кафедру были приглашены специалисты различных областей изобразительного и декоративно-прикладного искусства. На кафедре ИЗО велись занятия по рисунку, живописи, скульптуре, керамике, резьбе по дереву, батику, гобелену, анатомии, цветоведению, истории изобразительного и декоративно-прикладного искусства, истории костюма. Программы и методики, разработанные преподавателями кафедры,  были разнообразны по тематике и отражали отход от традиционного образования к освоению более широкого пласта художественного наследия, изучению новейших направлений искусства ХХ века, а также знакомство с историей искусства народов, населяющих территорию Северного Кавказа. В основе этого – стремление коллектива открыть для студентов новые источники художественной ориентации и вдохновения.
В 2000 году образовались 2 новые кафедры: Декоративно-прикладного искусства и костюма (ДПИиК), Дизайна. На кафедре ИЗО стали по-прежнему преподаваться изобразительные дисциплины – рисунок и живопись. Увеличение количества студентов, а в связи с этим преподавательского состава позволило в 2010 году разделить кафедру ИЗО на две кафедры – рисунка и живописи.

С 2004 года кафедрой руководит Неклюдова Татьяна Петровна – художник, искусствовед. В настоящее время на кафедре сложился сплоченный творческий коллектив, состоящий из практикующих художников и архитекторов. Кафедра ежегодно устраивает отчетные выставки преподавателей и студентов, проводит мастер-классы, презентации. Традиционным стал ежегодный межвузовский конкурс учебного рисунка, инициатором которого стала также кафедра рисунка. Преподаватели Неклюдова Т.П., Павленко Е.В., Хашхаян Х.И. являются кураторами проектов выставок современного искусства. За последние годы были организованы проекты: «Метаморфозы города» (2011), «Города мира» (2012), «Покрова земли» (2011), «Живое» (2012), «Старая фотография» (2012), «Отражение» (2012), «Отличия и разности» (2012), «Камень, ножницы, бумага» (2013), в которых принимали участие, как преподаватели, так и студенты.
Многие преподаватели кафедры отдают все свое время решению сугубо методических и научных проблем, они – любящие и знающие свое дело профессионалы, в большей степени художники-педагоги, чем творцы. Каждому преподавателю свойствен свой подход к изучению художественных проблем, свой стиль ведения занятий. Однако научно обоснованная методика, единство программ делают специалистов различных творческих ориентаций кафедры способными выполнять те высокие функции «учить искусству», которые на них возложены.